(Чуфаровский Александр Матвеевич; 13.11.1884, с. Чуфарово Ростовского у. Ярославской губ.- 7.03.1967, Ярославль), архиеп. Рязанский и Касимовский. Из семьи псаломщика. В 1895-1901 гг. учился в ростовском Димитриевском ДУ, после чего поступил в Ярославскую ДС. Окончил семинарию в 1908 г. со званием студента и в том же году поступил на юридический фак-т Варшавского ун-та. После 2-го курса был вынужден прервать учебу, т. к. его семья оказалась в бедственном положении после 2 пожаров, уничтоживших дом и все имущество. 14 нояб. 1910 г. Угличский еп. Иосиф (Петровых; впосл. митрополит) рукоположил его во иерея к Успенскому собору в Ростове Ярославской губ. Во время первой мировой войны с 1915 г. служил полковым священником 206-го запасного пехотного полка.
С 1918 г. клирик Успенского собора в Ростове, в том же году возведен в сан протоиерея Ярославским и Ростовским митр. священноисп. Агафангелом (Преображенским). 8 июля 1920 г. арестован и 26 июля приговорен к году лишения свободы условно без предъявления к.-л. обвинения. Арест, видимо, был связан с его деятельностью в должности заведующего местным ликвидационным отделом церковных имуществ (территориальное подразделение Отдела по проведению в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Наркомата юстиции, которое занималось регистрацией церковных приходов). В 1923 г. назначен настоятелем ростовского Успенского собора. В 1924 г. собор передан в ведение Ростовского музея, однако верующим удалось заключить соглашение с музеем и продолжать богослужения в храме. В это время церковная община Успенского собора считалась общегородской. От каждого приходского совета Ростова в совет собора направлялись по 2 делегата, т. о. обеспечивалось представительство всех городских приходов. Прот. Чуфаровский являлся настоятелем Успенского собора до апр. 1926 г., когда его сменил на этой должности архим. Неофит (Коробов; впосл. епископ), настоятель Авраамиева ростовского в честь Богоявления мон-ря (монашеская обитель также входила в состав общегородской соборной общины).
В 1928 г. прот. Чуфаровский был назначен настоятелем Тихвинского храма в Ярославле, к-рый власти закрыли уже через год. В 1930 г. стал настоятелем ярославского храма в честь Донской иконы Божией Матери. После закрытия Донской ц. в 1931 г. был переведен настоятелем Вознесенской ц. в г. Шуя Ивановской промышленной (ныне Ивановской) обл. В 1932 г. стал настоятелем Введенской ц. в Рыбинске Ивановской промышленной обл. В 1933 г. вернулся в Ярославль и служил настоятелем Иоанно-Богословской ц., с 1934 г.- Леонтиевской кладбищенской ц., с 1936 г.- Феодоровской ц. В 1940 г. назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Тутаеве Ярославской обл., в 1941 г.- кладбищенской Вознесенской ц. в г. Данилове той же области, в 1942 г.- Воскресенской ц. в г. Буй Ярославской (ныне Костромской) обл. В 1943 г. вернулся в Ярославль, служил в Благовещенской ц. Яковлевской слободы города, стал благочинным. В том же году овдовел и вскоре был призван к архиерейскому служению на территории Украины, освобожденной от нем. оккупации.
Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский) 4 мая 1944 г., незадолго до своей кончины, согласовал с председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым назначение прот. Чуфаровского управляющим Полтавской епархией. 19 мая того же года он был пострижен в монашество с именем Николай в Москве в Крестовой Патриаршей ц. Дмитровским еп. Иларием (Ильиным). 20 мая наречен во епископа Полтавского и Кременчугского. Хиротонию Н. 21 мая того же года совершили патриарший местоблюститель митр. Ленинградский и Новгородский Алексий (Симанский; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий I), митр. Киевский и Галицкий Иоанн (Соколов) и архиеп. Саратовский и Сталинградский Григорий (Чуков; впосл. митрополит). 23 мая того же года Н. назначен епископом Волынским и Луцким, с 1 июля 1944 г. носил титул епископа Волынского и Ровенского. В состав территории управлявшейся Н. Волынско-Ровенской епархии (см. Луцкая (Волынская) епархия) с центром в Луцке в то время входили Волынская, Ровенская и сев. часть Тернопольской областей УССР, всего здесь насчитывалось 750 приходов.
Значительную часть священнослужителей епархии составляли бывш. клирики неканоничной Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ). Приходское духовенство подвергалось преследованиям как со стороны членов подпольной Орг-ции укр. националистов (ОУН), жертвами к-рых стали неск. клириков, обвиненных в «национальном предательстве», так и со стороны советских органов безопасности, проводивших массовые аресты среди духовенства по подозрению в связях с ОУН. По некоторым сведениям, Н. подвергался давлению со стороны ОУН. Явившись к архиерею переодетыми в форму советских офицеров, националисты под угрозой лишения жизни потребовали рукоположить во священников своих представителей. Н. отверг их требования и заявил, что при поставлении священнослужителей руководствуется только церковными канонами. Уполномоченный Совета по делам РПЦ по Волынской обл. М. С. Диденко обвинял Н. в «двурушничестве» и «антисоветчине» за недостаточные, на его взгляд, усилия по «ликвидации бандеровщины в церковных кругах». Видимо, это было связано с тем, что Н. проявлял терпимость по отношению к тем священнослужителям, к-рые служили на укр. языке и использовали довоенные (т. е. напечатанные в Польше на укр. языке) служебники, что воспринималось советскими органами как пособничество автокефалистам.
3 янв. 1946 г. Н. был перемещен на должность управляющего Ижевской и Удмуртской епархией; в Удмуртской АССР тогда насчитывалось всего 15 приходов. В 1946-1947 гг. удалось открыть еще 9 церквей, в т. ч. Преображенский собор в г. Глазове. Были завершены восстановительные работы в кафедральном ижевском Троицком соборе, осуществлен капитальный ремонт храмов в Ижевске, Воткинске и Сарапуле. При Н. была возобновлена работа Ижевского епархиального управления, открыты свечная мастерская и епархиальная б-ка. Н. попытался учредить в Ижевске богословские курсы, но встретил категорический отказ со стороны уполномоченного по делам РПЦ. В сент. 1946 г. по инициативе Н. была возрождена правосл. миссия среди удмуртов. Обязанности епархиального миссионера были возложены на настоятеля ижевской Успенской ц., где сохранялись традиции совершения богослужений на удмурт. языке. 30 окт. 1947 г. Н. был назначен епископом Астраханским и Сталинградским в связи с переводом прежнего правящего Астраханского архиерея архиеп. Филиппа (Ставицкого) на должность управляющего Херсонской и Одесской епархией. В Астрахани Н. столкнулся с сопротивлением клира и верующих, недовольных перемещением любимого ими архиеп. Филиппа, к-рый и сам выразил желание остаться на прежней кафедре. 12 дек. 1947 г. Синод РПЦ принял решение о возвращении архиеп. Филиппа к управлению Астраханской епархией и о назначении Н. епископом Орловским и Брянским. На короткий период управления Н. Орловской епархией пришлось очередное усиление давления властей на Церковь. Уполномоченные по делам РПЦ получили в 1948 г. право не регистрировать священнослужителей, имевших судимость по 58-й ст. Уголовного кодекса («антисоветская деятельность»). Из 50 священнослужителей епархии 16 чел. имели судимость по 58-й статье, а еще 16 чел., хотя и не были судимы, но были включены «в разряд неблагонадежных», поскольку возвратились на церковную службу во время нем. оккупации. Т. о., большая часть епархиального духовенства могла быть отстранена властями от службы, а их приходы закрыты. Продолжались и прямые репрессии. В 1949 г. в Орловской обл. были арестованы и осуждены за антисоветскую деятельность 2 священника, псаломщик и монахиня.
19 окт. 1949 г. Н. стал епископом Ростовским и Новочеркасским. 27 марта 1951 г. назначен епископом Рязанским и Касимовским. Пришедший ему на смену на Ростовской кафедре митр. Вениамин (Федченков) после обращений к нему местного духовенства поднял вопрос о проверке финансово-хозяйственной деятельности Н. в Ростовской епархии. В связи с этим патриарх Алексий I в письме председателю Совета по делам РПЦ Карпову писал: «Странный человек этот епископ Николай, на вид добродушный и неглупый, а между тем везде, где он был, он оставил по себе недобрую память» (Письма патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ. Т. 1. С. 579). В сент. 1951 г. в Ростов-на-Дону была отправлена комиссия во главе с Орловским еп. Флавианом (Ивановым), выявившая перерасход денежных средств в период управления Н. Решением Синода РПЦ от 5 окт. того же года действия Н. были признаны «незакономерными, в корне расшатавшими финансовую базу весьма мощной в финансовом плане епархии». Однако главными виновниками финансовых нарушений, как выявила ревизия, оказались неск. членов Епархиального совета, т. о. вина Н. состояла лишь в недостаточном контроле за их деятельностью. Синод предложил митр. Вениамину пересмотреть состав Епархиального совета, уволить причастных к «бывшему произволу в расходовании епархиальных средств... усилить наблюдение за правильностью расходования этих средств; словом, по древнему русскому правилу - «чинить крепкое смотрение и наблюдательство»» (Там же. С. 601). Синод также принял постановление о всесторонней ревизии деятельности Н. в Рязанской епархии «для выяснения вопроса о возможности в дальнейшем сохранить за ним права и обязанности епархиального епископа». Результаты проверки оказались благоприятны для Н., он продолжил управление Рязанской епархией на протяжении последующих более чем 10 лет. 25 февр. 1959 г. Н. возведен в сан архиепископа. В 1962 г. удостоен права ношения креста на клобуке, в 1963 г. награжден орденом св. кн. Владимира 1-й степени.
В период архиерейства Н. в Рязани продолжалось восстановление интерьеров кафедрального собора во имя св. князей Бориса и Глеба. В течение 8 лет Н. лично руководил работами по реставрации и росписи собора, по окончании к-рых в 1958 г. преподнес патриарху Алексию I фотоальбом интерьеров рязанского соборного храма. Патриарх сделал в этом альбоме запись, выразил «свою радость по поводу благолепия собора и благословил всех, кто потрудился в святом деле его обновления» (Харьюзов Н., прот. С. 42). Особое внимание Н. уделял архиерейскому хору, просматривая и утверждая представленный ему регентом список песнопений, неукоснительно следя за хором, чтобы пение звучало всегда молитвенно и благозвучно. Благодаря этому все песнопения при нем были выдержаны в строгом, чисто церковном стиле. Последние годы управления Н. Рязанской епархией пришлись на время антицерковной кампании, начатой по инициативе Н. С. Хрущёва. В 1958 г. был резко увеличен налог на производство церковных свечей на епархиальных свечных заводах, что имело целью значительно уменьшить церковные бюджеты. Однако в Рязанской епархии в 1958-1959 гг. удалось удержать доход на прежнем уровне. Это было достигнуто как за счет снижения себестоимости производства свечей, так и повышения цен на них. В результате ожидавшегося властями ослабления финансового положения Церкви в Рязанской обл. не произошло. В 1961 г. был усилен контроль Совета по делам РПЦ за финансово-хозяйственной деятельностью Церкви, усилилось и адм. давление. В приказном порядке епархиальные органы управления заставляли понижать розничные цены на свечи, просфоры и требы. По требованию уполномоченного по делам РПЦ в Рязанской обл. С. И. Ножкина в епархии были вдвое сокращены выплаты на зарплату священнослужителям. В июле 1961 г. Н. был вынужден доложить патриарху Алексию I, что отчисления епархии на нужды Патриархии будут снижены с 20% до 5-10% (с 180 тыс. до 70 тыс. р.). В 1961 г. реальный доход Рязанской епархии впервые упал по сравнению с предшествующим годом. Однако уже с 1962 г. доходы епархии вновь стали расти.
В нач. 60-х гг. в Рязанской обл. возобновилось закрытие храмов. В 1960 г. с регистрации сняли 6 приходов, в 1961 и 1962 гг.- по 5 приходов. В результате количество действующих храмов на территории Рязанской обл. сократилось к 1963 г. с 76 до 60. Н. старался уменьшить ущерб, причиненный епархии антицерковной кампанией, оказать помощь пострадавшим от действий властей, в т. ч. и клирикам из др. епархий. После того как на Украине был закрыт Городищенский в честь Рождества Пресв. Богородицы жен. мон-рь (Шепетовского р-на Хмельницкой обл.), его насельницы по совету прот. Виктора Шиповальникова и по благословению Н. переехали в Рязанскую епархию, где их заботливо приняли. Игум. Арсения (Диденко) с мон. Ксенией поселились в Рязани, где последняя при кафедральном Борисоглебском соборе несла послушание просфорницы и певчей хора на левом клиросе.
1 июня 1963 г. Н. был уволен на покой по прошению из-за болезни. Последние годы жизни проживал в Ярославле. Его отпевание 10 марта 1967 г. возглавил Ярославский и Ростовский архиеп. Сергий (Ларин). В отпевании приняли участие 14 священников и 4 диакона, в т. ч. из Рязани - ключарь кафедрального Борисоглебского собора прот. Виктор Шиповальников, архим. Авель (Македонов), прот. Феодор Черниченко, а также настоятель тульского кафедрального собора прот. Анатолий Родионов, начинавший пастырское служение под омофором почившего владыки. Н. был похоронен у Троицкой ц. в пос. Смоленское г. Ярославля.
Н. предположительно является автором исследования «Пастырство монастырское, или Старчество», изданного малым тиражом в Варшаве в 1927 г., видимо, как учебное пособие (курс лекций) для Варшавской православной духовной школы (частично опубликовано в ж. «Альфа и Омега» в 1999). В исследовании сделаны оригинальные выводы о домонашеских, древнехристианских истоках старчества, поскольку аскетическая практика обращения к руководству более опытных в духовной жизни была известна христианам еще до возникновения монашества, к-рое в свою очередь углубило и расширило эту древнехрист. практику.